Вчера она опять просила меня организовать ей творческий процесс. Я расстилаю на полу клеёнки, достаю гуашь и листы плотной бумаги, Женя выбирает кисти и садится за маленький стульчик. Раньше, как и всем детям её возраста, ей доставлял удовольствие процесс ведения кисти по бумаге и образования цветного следа. Сейчас, к трём с половиной, она перешла к следующему этапу (моему любимому) - этапу сознательного творения. Вначале она объявляет мне, что собирается рисовать, а раньше она интерпретировала уже после (или в процессе) создания рисунка.
Женя рисовала серию клубочков для котят, один клубочек на один лист бумаги, все клубочки разных цветов, размеров и формы. Ещё она создала "шляпу для Дианы, которая всех обижает" и "буковку "о" и буковку "си".
Что меня удивило - на моё предложение нарисовать котёнка рядом с клубочком, она наотрез отказалась, мотивируя это разбившим мне сердце "я не умею рисовать котёночка".
Откуда это взялось? Ребёнок находится на той стадии, когда уже осознаёт акт творения, но ещё не анализирует созданное: не беспокоится о похожести, не копирует (!), не срисовывает, а исходит от своего желания создать объект (не изобразить, а именно создать).
Откуда "я не умею"? Я говорю ей, думай о котёночке и рисуй, всё обязательно у тебя получится. И если Женя просто не хочет делать, она говорит об этом прямо, всегда.
Может быть, это услышанное и внушённое где-то, скажем, в садике "я не умею этого делать", "я научу рисовать", "ты ещё не обладаешь навыками для рисования котёночка, но клубочек ты уже можешь нарисовать, ведь я тебе показал как это делается"? Но в таком возрасте это не должно останавливать, просто не может останавливать.
Я не стала настаивать, но меня это очень расстроило.
Надо было, возможно, предложить нарисовать что-то ещё, но я так не люблю вмешиваться в этот процесс и стремлюсь ограничивать свои предложения.
Надеюсь, это всё же была отговорка. Может быть, котёночек просто там не нужен, ведь он изображён на наклейке, которую Женя поместила на шкаф.